Переход на сайт выставки Переход на портал Unipack.Ru Переход на сайт организатора выставки Переход на главную страницу спецпроекта
Farmcontract - Технологическое оборудование для пищевой, химической, косметической, и фармацевтической промышленности.

Форум "Хлебное дело" на выставке "Агропродмаш-2016" – впервые как самостоятельное мероприятие

Дата: 21.10.2016 РазделСтатьи и Интервью

В первый день открытия выставки «Агропродмаш-2016» состоялся (впервые как самостоятельное мероприятие) форум «Хлебное дело». Судя по тому, что свободных мест практически не было, идея организаторов себя оправдала.

С первым докладом выступил Сергей Краус, председатель правления «Союза производителей пищевых ингредиентов». Он рассказал об общем состоянии рынка хлебопечения, дал его оценку в денежном и натуральном выражении, сообщил о происходящих тенденциях.

В настоящее время объем потребительского рынка хлебобулочных изделий в России оценивается в 300-400 млрд. рублей. Среднее потребление хлеба опять же средней семьей (2,7 чел.) составляет 136 руб. в месяц. По мнению докладчика, это довольно низкий уровень, что говорит, в свою очередь о недофинансировании отрасли.

Недофинансирование связано во многом и с имеющимся диспаритетом цен на стоимость хлеба. Если использовать до сих пор еще популярное сравнение с временами Советского Союза, в то время за стоимость батона хлеба можно было сделать несколько поездок на московском метрополитене (5 коп. за поездку, кто не знал). А сейчас только одну. И при этом в стоимость хлеба сегодня входят совершенно новые затраты – и на нарезку, и на упаковку, и на логистику и т.д.

Стоимость и трудности с производством различных пищевых ингредиентов (закваски, различные улучшители) – еще одна головная боль для производителей хлеба. Производство ингредиентов показывает хорошую динамику роста даже несмотря на кризис в пищевой промышленности, но отстает технологически, особенно в вопросах, связанных с технологиями глубокого химического синтеза. Впрочем, об этом подробно говорилось на расширенном заседании «Союза производителей пищевых ингредиентов», которое началось несколькими часами позже и о котором Unipack.Ru уже рассказал.

В то же время, как говорит Сергей Краус, сегодня присутствует явный переизбыток мощностей для производства массовых сортов хлеба, а потребитель уже готов и с удовольствием покупает более дорогие сорта, обладающие полезными для здоровья свойствами. То есть потребитель уже готов платить за качество.

А вот сколько потребитель готов платить и в какие торговые сети несет свои кровные, об этом рассказал Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства INFOLine.

Интересны были подробные и сравнительные цифры результатов оборотов и выручки большинства российских торговых сетей за прошедший год и оценка потребительского поведения, которую провело агентство INFOLine. Как ни странно, картину товарооборота и других показателей можно назвать благоприятной, пусть это и вызвано снижением курса национальной валюты, инфляцией и другими макроэкономическими факторами. Но еще более актуальным может оказаться прогноз, который озвучил Иван Федяков: в обозримом будущем торговые сети ждет отрицательная динамика, вызванная реальным снижением доходов россиян, которое особенно не ощущалось из-за перечисленных факторов.

Еще один удар для сетей, по мнению докладчика, это снижение потребительского кредитования. Люди не просто перестают брать кредиты, а возвращают банкам долги. Без потребительского кредитования, резюмировал докладчик, не может быть серьезного роста выручки у торговых сетей.

А вот как стать более конкурентоспособным, рассказал присутствующим Роман Калинин, генеральный директор отраслевого маркетингового агентства «Ватель Маркетинг». Сначала он с юмором рассказал, как обычно происходит на предприятии запуск и продажи новых сортов хлеба, что, судя по реакции зала, оказалось если и не абсолютной правдой, то очень близко к реальности. А затем представил пошаговый алгоритм запуска нового продукта.

Ольга Куртушина из аналитического агентства Mix Research рассказала об исследованиях потребительских рынков, и, в частности, об исследовании покупательского поведения в Москве.

Еще одно выступление – от Мананы Ткешелашвили, директора НИИ «Прикладные исследования инновационных технологий и качества пищевых продуктов». Она рассказала о новых научных разработках возглавляемого ею НИИ для производителей хлеба и кондитерских изделий. Это продукты и добавки, которые улучшают вкус и функциональные свойства продуктов, и применяются, например, для спортивного или профилактического питания.

Большую и непростую тему поднял в своем выступлении Игорь Свириденко, советник «Российского зернового союза». Мука составляет от 23 до 45 процентов от себестоимости хлеба. Для удобства в «Союзе» эту цифру усредняют до 33%. Как видно, это очень большая доля в цене готового хлеба, и потому все пекари пытаются решить вопросы снижения себестоимости, прежде всего, за счет давления на производителей муки. А это тупиковый путь, утверждает докладчик. Ведь обратной стороной этого процесса является, поимо сокращения производств (скажем, в Москве осталось только два из пяти мукомольных комбинатов), появление фальсифицированной продукции. Причем фальсификация встречается как на уровне подделки сертификатов, так и на уровне несанкционированного или добавления выше нормы различных химических отбеливателей и улучшителей.

«Мука и хлеб – это продукты социальные, и это очевидно, – говорит Игорь Свириденко, – но нужно прекратить сдерживать на государственном уровне цены ради политических целей». Лучше найти средства на адресную поддержку малоимущим, потому что невозможно сдерживать цену без ущерба качеству продукта.

Мешает развитию неудобная и сложная логистика, которая часто является не причиной, а следствием: сегодня перевозка зерна стоит в два и более раз дороже, чем перевозка муки. Такое нельзя признать нормой.

Но самая большая проблема, по мнению докладчика, это отсутствие единого и эффективного управления мукомольной отраслью. С 1990-х годов нет никакого госоргана, который бы курировал развитие и поддержку производителей. Если удастся найти комплексное решение перечисленных задач, то хлебопеки будут обеспечены высококачественным и недорогим сырьем.

Версия для печати
Поделиться:
до выставки

Газета АГРОПРОДМАШ

Реклама в новом выпуске к Агропродмаш 2017 Кофас - Работайте спокойно. Ваши сделки застрахованы.


Подробнее о новом выпуске...

Эксимпак Ротопринт на выставке RosUpack-2017
  • Агропродмаш 2015
  • Агропродмаш 2008
  • Агропродмаш 2016
  • 16-я международная выставка "Агропродмаш-2011"
  • Выставка Агропродмаш 2013
  • Стенд компании "Теплоформ"
  • Агропродмаш 2016
  • Агропродмаш 2016
  • Компания Ishida на выставке Агропродмаш 2012
  • Выставка Агропродмаш 2013

Unipack.Ru на Facebook

Присоединяйтесь