Общая рыночная стоимость в 2012 г. достигла 78,7 миллиардов рублей за счет своих крупнейших покупателей: производителей кофе, чая, специй и готовых блюд, а также мяса и мясных продуктов.
В целом этот рынок, исключительно ориентированный на бизнес, вырос за период 2007-2012 гг. на 47%, причем около 82% продаж пришлось на приобретение основных средств. Доля молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, кофе, чая, специй, готовых блюд и хлебобулочных изделий составила в 2012 г. 44% от общего объема рынка.
Благоприятные условия в конкурентной среде, крупнейшие покупатели оборудования, а также оживление экономики способствовали росту объема продаж оборудования для производства продовольствия, табака, кофе и чая. Спрос на эти категории увеличился на 58% и 34% соответственно, в то время как спрос на оборудование для производства молока и напитков вырос лишь на 10%.
Более того, превосходство оборудования для производства пищевых продуктов увеличилось с 73% в 2007 г. до 78% в 2012 г. Рост был обусловлен демографическими тенденциями и изменением образа жизни потребителей. Продолжающаяся урбанизация, беспорядочный образ жизни вкупе с растущей покупательной способностью оказали влияние на продажи фасованных пищевых продуктов. Российские потребители все чаще оценивали по достоинству удобство готовых к употреблению продуктов.
Большая часть рыночного спроса удовлетворялась за счет импорта. Хотя доля рынка иностранных поставщиков и сократилась на два процента, рынок по-прежнему в значительной степени зависел от импортного оборудования, которое составило 65% от общего спроса в 2012 г. В структуре иностранных поставщиков произошли разительные перемены: Россия сократила зависимость от своего основного партнера по импорту – Германии - на 15 % до 28% от общего объема импорта в 2012 г. Между тем доля поставок из Италии увеличилась с 10% в 2007 г. до 17% в 2012 г. Доля других партнеров по импорту, таких как Нидерланды, США и Турция, в конце периода 2007-2012 гг. составила 9 или менее % от общего объема импорта.
Перспективы
Результаты продаж оборудования для производства продовольствия, напитков и табачных изделий будут главным образом зависеть от перспектив его основных покупателей. Согласно прогнозам, в период с 2013 по 2018 гг. производство кофе, чая, специй и готовых к употреблению продуктов увеличится на 105%, в то же время ожидается, что производство мяса и мясных продуктов увеличится на 62%. Таким образом, в период с 2013 по 2018 гг. положительные изменения в основных покупающих отраслях будут способствовать росту компаний, занятых на рынке оборудования для производства продовольствия, напитков и табачных изделий на 74%.
Ожидается, что сектор оборудования для производства пищевых продуктов, как и в 2008-2012 гг., продолжит оставаться основным локомотивом роста и в дальнейшем. Тенденции, направленные на удобство использования, и растущая урбанизация будут способствовать повышению спроса на фасованные продукты питания. Долгие рабочие часы и более активный образ жизни стимулируют спрос на готовые к употреблению блюда. В то же время ожидается развитие здорового быстрого питания; поэтому вырастет потребление полезных для здоровья натуральных закусок (молочных продуктов, свежих фруктов и салатов). Предполагается, что тенденция, направленная на поддержание здорового образа жизни и благосостояния, еще больше усилится в следующие пять лет. Также ожидается, что российское правительство примет стандарты, касающиеся экопродуктов. Оборудованию для компаний, занятых производством продовольствия, напитков и табачных изделий, придется реагировать на такие преобладающие тенденции, предлагая основным покупателям технологии, которые содержат инновационные методы обработки пищевых продуктов, помогающих сохранить питательные вещества продукта.