Переход на сайт выставки Переход на портал Unipack.Ru Переход на сайт организатора выставки Переход на главную страницу спецпроекта

Последствия внедрения цифровой маркировки для молочного рынка

Дата: 07.10.2021 РазделСтатьи и Интервью

Российские производители молочных продуктов после введения продовольственного эмбарго в 2014 году начали активно развиваться – с 2015 по 2018 год мы наблюдали стремительный рост объемов производства сыра и сливочного масла. Но после 2018 года темпы роста замедлились, и отечественные производители стали ориентироваться на экспортные поставки, а также развивать производство сухого молока и сухой сыворотки. Но все это стало возможным в связи с ростом объемов производства сырого молока: так, за 2019-2020 годы рост производства молока в СХО и КФХ составил 5%, при этом в 2020 году превысив 20 млн тонн.

Диаграмма №1. Динамика производства молока-сырья, млн тонн

Источник: «Petrova 5 Consulting»

Но в 2021 году темпы роста производства молока-сырья в России начали снижаться, и это связано с рядом факторов. Во-первых, продолжается рост себестоимости кормов для крупного рогатого скота в виду того, что в ряде регионов наблюдается неурожай и урожайность кормовых культур доходит до 15 центнеров с гектара. Во-вторых, рост цен на горюче-смазочные материалы и повышение ключевой ставки ЦБ привели к росту процентной ставки на кредиты, увеличению залоговой стоимости, что также сказалось на себестоимости производства. И еще одним фактором стало введение системы цифровой маркировки, которая усложнила работу производителей и увеличила себестоимость молочных продуктов.

Из-за подорожания кормов, которые в себестоимости сырья составляют 60%, и в связи с тем, что они не были заготовлены в нужном объеме, эксперты «Petrova 5 Consulting» предполагают, что осенью мы получим выбытие поголовья с недостаточной продуктивностью, что приведет к тому, что прежних темпов роста молока-сырья попросту не будет.

И последствия этих факторов мы уже начали наблюдать: так, объемы производства молока в середине этого года остались на прежнем уровне, что отражает тенденцию на замедление и возможный последующий спад производства.

Диаграмма №2. Динамика производства питьевого молока, тыс. тонн

Источник: «Petrova 5 Consulting»

При этом снижение реальных доходов населения привело к тому, что в 2020 году возросли объемы производства питьевого молока, и эта тенденция продолжилась в I половине 2021 года - рост составил 3%. Что свидетельствует о том, что россияне в структуре потребления молочных продуктов отдают предпочтение самому простому и базовому продукту – молоку.

Диаграмма №3. Динамика производства кисломолочных продуктов
(йогурт, кефир, сметана и прочие), тыс. тонн

Источник: «Petrova 5 Consulting»

А остальные молочные продукты пользуются меньшей популярностью среди россиян. Так, в 2021 году мы увидели снижение объемов производства кисломолочных продуктов на 1%. Кроме того, мы наблюдаем изменение спроса внутри этой категории: растет спрос на йогурты, и при этом идет снижение в традиционных категориях, таких как кефир, сметана.

Диаграмма №4. Динамика производства сливочного масла, тыс. тонн

Источник: «Petrova 5 Consulting»

Если говорить о сливочном масле, то в 2020 году объемы его производства возросли на 10% по сравнению с 2019 годом. Этому способствовала модернизация ряда российских предприятий и благосклонное отношение граждан к отечественной продукции: российские производители исторически выпускали качественное сливочное масло, вкус которого потребители ценят до сих пор.

Диаграмма №5. Динамика производства сыров, тыс. тонн

Источник: «Petrova 5 Consulting»

Объемы производства сыров также росли несколько лет подряд: например, в 2019 году рост составил 10%, а в 2020 году – 9%, достигнув 566 тыс. тонн. Но если посмотреть на показатели I половины 2021 года, то рост начал замедляться и составил всего 3%.

Какие сложности в целом наблюдаются в молочной отрасли?

Прежде всего, в отрасли заметен недостаточный уровень государственной поддержки и образованные госрегулированием ценообразования и ростом себестоимости «ножницы», при которых предприятие закредитовано, но не может оставаться на рынке на фоне падения реальных доходов населения и снижения уровня потребления.

Несмотря на то, что старт добровольной маркировки начался 20 января 2021 года, уже с 1 июня 2021 года она стала обязательной для категорий «мороженое» (за исключением мороженого без молочного жира и/или молочного белка) и «сыры». К этой дате производители должны были зарегистрироваться в системе и описать свои товары в каталоге, а также настроить процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот. А 1 сентября 2021 года стала обязательной маркировка товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней.

Маркировка молочной продукции является не единственной причиной, по которой российские переработчики испытывают и будут испытывать финансовые сложности. Скорее, ее можно назвать «последней каплей» в чаше доходности молочников, которая не позволит части переработчиков остаться на рынке уже в ближайшие 2 года.

Текущая экономическая ситуация, небольшие меры господдержки и растущая конкуренция приведут к тому, что переработчики с мощностью до 100 тонн в сутки на приемке не смогут конкурировать по цене с лидерами рынка. Поэтому им будет необходимо выпускать нишевые продукты, новинки, обеспечивать продукцию современными упаковочными решениями и ориентироваться на актуальные тенденции. Кроме того, 1 декабря 2021 года маркировка станет обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней, что также усложнит работу небольшим производителям.

По прогнозам «Petrova 5 Consulting», объемы прироста производства сырого молока в 2021 году составят 1,5-2%. А после того, как с рынка начнут уходить некрупные переработчики, мы увидим снижение объемов производства молока и в КФХ.

На мой взгляд, молочная отрасль – одна из самых излишне зарегулированных пищевых отраслей, и введение цифровой маркировки приведет к тому, что часть старых немодернизированных предприятий не сможет ее грамотно внедрить и будет вынуждена закрыться. А лидеры отрасли и новые современные предприятия займут их место на рынке. Кроме того, часть новвоведений лишь замедлит процессы, среди них – решение о фиксировании выбытия маркированной продукции сроком годности 40 дней и менее и фиксировании выбытия продукции сроком годности более 40 дней через кассы, которые вступают в силу c 20 января 2022 года и с 1 июня 2022 года соответственно.

Я считаю, что введение цифровой маркировки на мороженое и сыры – бессмысленная и абсолютно не нужная для потребителя и для рынка система. Во-первых, для молочной продукции уже существует система прослеживаемости «Меркурий», которая контролируется Россельхознадзором и работает достаточно эффективно уже более трех лет. Во-вторых, кроме повышения цен на мороженое в среднем на 10% и увеличения затрат сыроделов, никакого другого эффекта мы не можем пока наблюдать. И в-третьих, маркировка продукции практически не имеет никакого отношения к вопросу фальсификата, поэтому ее можно считать избыточной.

Наиболее сложной остается ситуация у некрупных производителей, затраты на проведение цифровой маркировки у которых достаточно высоки, причем это касается как оборудования, так и IT-технологий. Уже сейчас наблюдается частичное замедление линий, и производители сталкиваются с проблемами, связанными с недорогими упаковочными решениями, для которых внедрение цифровой маркировки не представляется возможным. Поэтому, по нашим оценкам, негативные последствия внедрения цифровой маркировки будут для всех: себестоимость продуктов вырастет, а некрупные производители постепенно будут уходить с рынка. Это пока не касается фермерских хозяйств, потому что обязательное внедрение маркировки для них наступит лишь 1 декабря 2022 года. Но для небольших производителей внедрение этой системы будет проблематичным, а с учетом падения реальных доходов населения и растущей конкуренции создаст негативный фон для всех региональных производителей, которые столкнутся со снижением доходности и в большей части с невозможностью дальнейшего развития из-за высокого уровня кредитной нагрузки.

Не грозит ли потребителям дефицит молока?

Дефицита питьевого молока и традиционных молочных продуктов (кефир, творог, ряженка, сметана) не будет наблюдаться, но нас ждет выбытие некрупных переработчиков в связи с ростом себестоимости молока и снижением объемов производства молока-сырья.

Потребители потеряют в разнообразии молочных продуктов и увидят дальнейший рост цен. А с учетом того, что реальные доходы населения снижаются, молочные продукты, к сожалению, станут еще менее доступными для незащищенных слоев населения.

На мой взгляд, затраты на борьбу с нелегальными предприятиями несоразмерны с финансовой нагрузкой, которую в этой связи вынуждены будут понести добросовестные молочные предприятия. Так, по данным Роспотребнадзора, доля фальсификата молочной продукции составляет 3%, а масштабы фальсификации, которые несколько лет назад озвучивались в СМИ, где говорилось о том, что 80% молочной продукции фальсифицировалось, не вполне корректны. Я предлагаю опираться на официальные данные Роспотребнадзора.

Кроме того, в молочной отрасли уже работает система «Меркурий», которая как раз занимается выявлением фальсификата. Стоит учитывать, что существенная доля фальсификата приходится не на сетевую розницу, а на каналы госзакупок, которые сопряжены с ФЗ-44, где ключевым фактором является цена. Соответственно, система маркировки никак не повлияет на этот канал, а значит, доля фальсификата останется на том же уровне. И только Россельхознадзор, который управляет системой «Меркурий» имеет право вводить штрафные санкции за фальсификат и даже приостанавливать деятельность предприятия, является реально действующим государственным органом.

При введении маркировки получается, что, чтобы выявить 3% фальсификата на рынке, производители остальных 97% объемов молочной продукции должны будут понести огромные затраты.

По данным «Petrova 5 Consulting», затраты на введение маркировки очень высокие, в частности, для переработчика мощностью 200 тонн в сутки суммарные затраты составят порядка 400-600 млн рублей. Вместе с тем вырастет и себестоимость выпускаемой продукции – по нашим оценкам, для разных видом продукции она составит от 10 до 20%. К тому же основные упаковочные решения будет сложно менять для нанесения кода, а у многих упаковщиков на сегодняшний день нет решений по маркировке.

На мой взгляд, объективных причин для введения цифровой маркировки в нынешних экономических условиях нет – это лишь приведет к росту себестоимости, банкротствам перерабатывающих предприятий, а затем и производителей молока.

Стоит учитывать, что президент России обратил внимание на рост цен на базовые продукты, такие как сахар и растительное масло, но нужно учитывать, что молочная продукция тоже относится к базовым продуктам из потребительской корзины, и рост цен на нее вызовет дополнительное социальное недовольство.

Мясные и молочные продукты прослеживаются в системе «Меркурий», и этой меры достаточно для борьбы с фальсификатом. Поэтому я считаю, что молочную продукцию, как социально значимую, необходимо вывести из системы обязательной цифровой маркировки.

Марина Петрова,
заместитель Председателя Комитета МТПП
по развитию предпринимательства в АПК,
генеральный директор «Petrova Five Consulting»

Версия для печати
Поделиться:
  • Агропродмаш 2016
  • Агропродмаш 2016
  • Агропродмаш 2014
  • Компания Продвижение-ПЭТ на выставке Агропродмаш 2012
  • Выставка "Агропродмаш-2010"
  • Агропродмаш 2016
  • 16-я международная выставка "Агропродмаш-2011"
  • Агропродмаш 2016
  • Выставка Агропродмаш 2013
  • Агропродмаш 2016