Переход на сайт выставки Переход на портал Unipack.Ru Переход на сайт организатора выставки Переход на главную страницу спецпроекта

Россияне стали меньше обращать внимание на бренд и красивый внешний вид при выборе продуктов

Дата: 21.10.2022 РазделСтатьи и Интервью

Исследование Аналитического центра НАФИ показало, что в новой социально-экономической ситуации россияне стали меньше обращать внимания на популярность бренда и красивый внешний вид продукта. Главные критерии выбора: хороший вкус, цена и акции, спецпредложения.

Критерии выбора продуктов питания

Для большинства российских потребителей главными критериями при выборе продуктов питания являются их вкус (89%), конечная цена (87%), возможность купить товар по акции (83%)), а также срок годности (82%). Сильнее проявляется ориентация на перечисленные факторы у россиян, которые традиционно более внимательно относятся к выбору продуктов питания: женщины, покупатели старшего возраста (55 лет и более).

Об этом говорят результаты исследования Аналитического центра НАФИ. Исследование проведено в июле 2022 г. на основе всероссийского репрезентативного опроса населения. Россиян спрашивали, какие критерии для них стали более важными за последние несколько месяцев, какие – менее важными, а чему они как сейчас, так и ранее не придают большого значения.

Помимо ключевых критериев, в значительной степени на выбор покупателей влияют также натуральность продукта и то, относится ли он к здоровому питанию (по 69%), известность производителя (66%), страна производства (63%), легкость приготовления (62%), местное производство (60%).

Наименьшую роль играют возможности по контролю веса, которые дает продукт (50%), популярность бренда (50%), экологичность упаковки – сколько пластика она содержит (52%) и красивый внешний вид (54%).

Диаграмма 1. Критерии выбора продуктов питания

Распределение ответов на вопрос «Покупая продукты питания, на что Вы в последнее время стали обращать больше внимания, а на что, напротив - меньше?», в % от всех опрошенных, База n=1600

Тренды последних месяцев

Динамика показала, что практически все критерии, которые обычно важны, стали иметь для россиян еще большее значение. И задают этот тренд активные потребители: люди среднего (45-54 года) и старшего возраста (55 лет и старше), женщины, представители среднего класса (аудитория с высокими доходами, владельцы бизнеса).

Возросшую значимость ключевых факторов выбора (низкая стоимость, срок годности, вкус и акционная активность) отмечают от 89% и более респондентов (среди тех, для кого фактор важен).

Стоимость стала играть большую роль для аудитории со средними (94%) и невысокими (95%) доходами.

К сроку хранения и вкусу стали более внимательны женщины (92% и 93% соответственно), люди среднего и старшего возраста (45 лет и старше, 91% и 93% соответственно). А срок хранения, к тому же, стал сильнее определять выбор у обеспеченных граждан.

Кроме этого, россияне стали сильнее ориентироваться на выбор полезных и натуральных продуктов. Поэтому чаще при принятии решения они обращают внимание на принадлежность продукта к здоровому питанию (84%), натуральности (80%), местному производству, как индикатору свежести (83%).

Важность маркетинговой активности производителей падает

Больше других в глазах россиян снизилась важность таких критериев, как красивый внешний вид продукта и популярность бренда. Даже те, кто ориентировался на это в последний год, с марта-апреля стали отмечать снижение влияния этих факторов (52% и 54% соответственно) на их выбор.

Менее значимы красивый внешний вид и популярность бренда стали для респондентов со средними (55% и 60%, соответственно) и низкими (63% и 58%) доходами. Популярность бренда, дополнительно – для представителей рабочих профессий (59%), а красивый внешний вид – для аудитории 25-44 лет (61%), сотрудников среднего звена (квалифицированных специалистов, учителей, врачей, 67%).

«В условиях социально-экономической трансформации потребитель всегда вынужден искать адаптационные механизмы. Непростая экономическая ситуация весны-лета 2022 г. привела к более внимательному отношению к цене продуктов питания. Пандемия актуализировала интерес россиян к теме здорового образа жизни и здорового питания. Потребление становится более практичным и рациональным», – отмечает эксперт Аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова.

Диаграмма 2. Рост важности критериев выбора при покупке продуктов питания

Распределение ответов на вопрос «Покупая продукты питания, на что Вы в последнее время стали обращать больше внимания, а на что, напротив - меньше?», в % от тех, кто отметил, что фактор важен

­­­

Внутреннее производство – превыше всего

Другие исследования НАФИ показывают, что лояльность россиян к товарам отечественного производства очень высока. Чаще всего предпочтение отечественному производителю отдают в сфере продуктов питания. Большинство россиян (63%) говорят, что покупают и будут покупать, прежде всего, продовольственные товары, изготовленные на российском рынке.

Исследования о том, что жители нашей страны чаще всего включают в свою продовольственную корзину, говорят, что более востребованы среди респондентов хлебобулочные изделия, чай, мясо и птица, яйца, овощи, молочная продукция. Эти продукты покупают практически все (80% и более).

На втором месте по популярности – растительное масло, крупы, макаронные изделия, кофе, свежие фрукты. Эти категории регулярно покупают от 70% до 78% россиян.

Немного реже в повседневном рационе появляются колбасные, кондитерские изделия, вода и соки, рыба и морепродукты, безалкогольные газированные напитки, консервы. Такие продукты отметили от 32% до 65% населения.

Менее популярны алкогольные напитки (22%), консервированные фрукты (13%), детское питание (13%).

Репертуар потребляемых продуктов расширяется с возрастом, более разнообразен у женщин, аудитории с высшим образованием, работающих категорий граждан.

Диаграмма 3. Продукты, которые входят в повседневный рацион россиян

Распределение ответов на вопрос «Какие продукты питания входят в Ваш (Вашей семьи) повседневный рацион?», в % от всех опрошенных, База n=1600

Аналитики говорят, что кризисные, на первый взгляд, явления дают возможность к развитию для региональных производителей продуктов питания.

«В отличие от ушедших с рынка зарубежных брендов, местные производители могут предложить продукцию более качественную и натуральную, выдержать ценовую конкуренцию (за счет экономии на федеральной логистике, дизайне упаковки, маркетинговой активности). Поэтому следует ожидать активизации местных производителей, плавного расширения ассортимента в продуктовом ретейле», – отмечает Наталья Кузнецова.

Версия для печати
Поделиться:
  Унипак.Ру Правила обсуждения материалов на Unipack.ru
Ваше имя:
Комментарий:
 

Газета Агропродмаш

Открыть газету
  • Агропродмаш 2016
  • Компания Продвижение-ПЭТ на выставке Агропродмаш 2012
  • Gruppo Fabbri на выставке Агропродмаш-2021
  • Компания ИПК Промбиофит на выставке Агропродмаш 2012
  • Агропродмаш 2016
  • Компания "Sventa AG" на выставке "Агропродмаш-2011"
  • АВИС на выставке Агропродмаш 2013
  • Агропродмаш 2016
  • Стенд компании Sealed Air Corp.
  • Агропродмаш 2014