В день открытия международной выставки «Агропродмаш-2025» 29 сентября 2025 г. в рамках деловой программы прошел 10-й Всероссийский Форум «Стратегические вызовы АПК». На стратегической сессии форума «Куда дует ветер перемен?»: национальный технологический суверенитет и экономические реалии АПК: главные тренды, векторы и вызовы в 2025−2026 году» обсуждались ключевые тренды в потреблении, будущее агробизнеса, сценарии развития АПК, аналитика по рынку труда.
Выступая на сессии, Екатерина Тимошевская, руководитель отдела FMCG исследовательского центра РОМИР, рассказала о ключевых трендах в потреблении, трансформации продуктовой корзины и ее влияния на развитие предприятий АПК. Она отметила, что в 2024-25 гг. настроения российских покупателей стабилизируются. В большинстве своем они не ожидают серьезных экономических ухудшений. Менее населенные города и восточная часть России демонстрируют более высокие значения индекса потребительской уверенности. Наиболее высок индекс на Дальнем Востоке.
Согласно исследованиям, в 2025 г. 41% потребителей регулярно испытывает стресс, а для борьбы со стрессом одним их главных средств является вкусная еда. Российские потребители готовы от многого отказаться при необходимости оптимизировать затраты. В первую очередь, люди готовы отказаться от покупки автомобиля, ювелирных изделий, приобретения недвижимости, но только не от продуктов питания.
Касаясь темы трансформации потребительской корзины, Екатерина Тимошевская отметила, что у покупателей в Москве доля сегмента «Фреш» (38%) выше, чем в кошельке среднестатистического российского покупателя (35%). В кошельке покупателя товаров повседневного спроса (FMCG) большую часть (35,7%) занимают скоропортящиеся продукты («Фреш») – молочная гастрономия, овощи-фрукты, мясная гастрономия, замороженные продукты, птица и изделия из птицы, мясо и мясные изделия. Покупатели продуктов импульсной категории больше готовы к новинкам.
По словам Екатерины Тимошевской, в 2025 г. покупатели стали омниканальными: среднее число каналов в кошельке 11, а среднее число сетей – 18. Российские покупатели стали отличаться рациональностью и предпочитают продукты, сделанные в России (46%).
Фото: Unipack.Ru
Возможности и вызовы для розничной торговли: умное потребление, смещение в сторону рациональной корзины; усиление конкуренции за время и кошелек человека (на уровне выбора канала, сети, категории, товарной позиции); персонализация и фокус на прозрачности, лояльности, индивидуальном подходе.
30-я юбилейная международная выставка «Оборудование, технологии, сырье и ингредиенты для пищевой и перерабатывающей промышленности» – «Агропродмаш-2025» проходит с 29 сентября по 2 октября в МВЦ «Крокус Экспо».